Я не очень понятно говорю, но я не очень понятно и думаю ©
Никогда бы не подумала, что начну отзыв с этих слов, но – жизнеописание Уильяма Стоунера (кроме диалогов) мой внутренний голос читал голосом Виталия Вульфа. Что бы это могло значить – загадка для меня самой, но факт остается фактом, внезапным и занимательным.
Начало книги навело на мысли о маленьком человеке – незаметном, при этом медленно, но верно выполняющем свою работу по принципу «делай что должно и будь что будет». Что-то подобное про реальных людей я читала и запомнила у Крачковского, здесь же ожидания в целом оправдались, но книга получилась прежде всего про незаметность Стоунера, а не про важное, но мало оцененное дело, которому он верен.
Поэтому мне было бы проще и больше сказать про Эдит, которая пытается обрести внутреннее равновесие и выплеснуть что-то свое, больное и ядовитое, переча и разрушая жизнь своего мужа. Про Грейс, которая живет в отчуждении со стороны матери и политике невмешательства со стороны отца. Причем, эта пассивность родителя может восприниматься гораздо тяжелее, чем активное неприятие или агрессия, эта двуличность, когда тебя вроде бы и поддерживают на словах, а в действия эти слова так никогда и не перерастут. Про Ломакса, который видится мне человеком, которому почему-то всегда нужен противник, своеобразная красная тряпка для быка, нужно быть вопреки кому-то или чему-то, и который не понимает, что отчасти должен быть благодарен Стоунеру, потому что противостояние с ним и является во многом тем, что придает Ломаксу жизненный драйв и осмысленность существования. И даже про Уокера, который являет собой потрясающий образец человека, умеющего говорить много и ни о чем и создающего обманчивое впечатление человека осведомленного и эрудированного.
И все же странная ситуация – когда о герое, именем которого названа книга, сказать совершенно нечего. Пожалуй, только то, что он действительно делал то, что должно, смиренно принимал происходящее с ним, и во всяком случае это вызывает уважение – он жил так, как живется, не ноя и не жалуясь.
Начало книги навело на мысли о маленьком человеке – незаметном, при этом медленно, но верно выполняющем свою работу по принципу «делай что должно и будь что будет». Что-то подобное про реальных людей я читала и запомнила у Крачковского, здесь же ожидания в целом оправдались, но книга получилась прежде всего про незаметность Стоунера, а не про важное, но мало оцененное дело, которому он верен.
Поэтому мне было бы проще и больше сказать про Эдит, которая пытается обрести внутреннее равновесие и выплеснуть что-то свое, больное и ядовитое, переча и разрушая жизнь своего мужа. Про Грейс, которая живет в отчуждении со стороны матери и политике невмешательства со стороны отца. Причем, эта пассивность родителя может восприниматься гораздо тяжелее, чем активное неприятие или агрессия, эта двуличность, когда тебя вроде бы и поддерживают на словах, а в действия эти слова так никогда и не перерастут. Про Ломакса, который видится мне человеком, которому почему-то всегда нужен противник, своеобразная красная тряпка для быка, нужно быть вопреки кому-то или чему-то, и который не понимает, что отчасти должен быть благодарен Стоунеру, потому что противостояние с ним и является во многом тем, что придает Ломаксу жизненный драйв и осмысленность существования. И даже про Уокера, который являет собой потрясающий образец человека, умеющего говорить много и ни о чем и создающего обманчивое впечатление человека осведомленного и эрудированного.
И все же странная ситуация – когда о герое, именем которого названа книга, сказать совершенно нечего. Пожалуй, только то, что он действительно делал то, что должно, смиренно принимал происходящее с ним, и во всяком случае это вызывает уважение – он жил так, как живется, не ноя и не жалуясь.