Я не очень понятно говорю, но я не очень понятно и думаю ©
Взгляды Айн Рэнд, которые она выражает в словах и действиях своих героев, несомненно, занятны и заслуживают внимания. Но насколько они занятны, настолько же отдают юношеским максимализмом и утопичностью и, по сути, обличая существующую действительность с ее стереотипами, давлением общественного мнения и навязанным пониманием правильной благопристойной жизни, автор взамен предлагает свою теорию, в которой есть всё то же, только с другими критериями и преподнесенное с других позиций.
Говард Рорк в своей кульминационной речи говорит много действительно важных мыслей о самовыражении, индивидуальности, здоровом эгоизме, возможности творить не боясь, стремлении общества «усреднить» человека и каждого выделяющегося из толпы заставить быть невыделяющимся, стремлении «загнать паршивую овцу в стадо». Но не отпускает меня мысль, что все эти идеи хороши и в реальности применимы лишь для крайне небольшого числа людей, которые обладают внутренним стержнем, убеждены в правоте своего дела и в принципе знают что это за дело, которому они готовы посвятить себя. При том они должны быть настолько самодостаточны, чтобы не бояться идти против общественного мнения, не бояться осуждения и не нуждаться в людях. Большинство же людей не обладает всеми необходимыми качествами, далеко не все готовы уверенно заявить, что занимаются именно тем, чем хотят и вообще что они нашли свое призвание, не готовы пойти наперекор другим, тем более значимым людям. Так или иначе, многие (слишком многие!) люди воспринимают себя только через призму окружения, то, как его видят другие, как его оценивают и даже для творца, несмотря на утверждение Рорка о возможности творческого человека обходиться без людей, может иметь большое значение признание и уважение со стороны других.
Структура романа, последовательность персонажей, выведенных в заглавия частей, представляет собой своего рода эволюцию человеческих существ. От Питера Китинга, который не утруждает себя размышлениями, отказывается от призвания и не получает от своих работ подлинного удовольствия, через Эллсворта Тухи, который признает отсутствие у себя каких-то высоких помыслов и призвания, и при этом получает от этого удовольствие, к Гейлу Винанду, который также признает отсутствие высокой цели, но не получает от этого удовольствия, и в итоге к венцу творения – Говарду Рорку, который обладает призванием и целями, и действительно доволен этим.
Если бы не объем и тяжеловесность слога (особенно в диалогах участников троицы Говард-Доминик-Гейл), я бы без доли сомнения сказала, что эту книгу важно прочитать молодым людям, которые находятся на распутье, куда им двигаться дальше. Вовсе не из-за примера Говарда Рорка, таких, как он, единицы и они не нуждаются в каком-то дополнительном стимуле, потому что и так знают, чего хотят, а из-за антипримера Питера Китинга и Кэтрин, который оказывает прямо-таки отрезвляюще-бодрящий эффект. Вот что бывает, когда однажды поддавшись чужому влиянию, начинаешь жить не своей жизнью, не своим умом, не своими стремлениями; кто-то озлобляется, кто-то просто расклеивается, в любом раскладе, это не то, что хотел бы видеть человек как итог своей жизни.
Говард Рорк в своей кульминационной речи говорит много действительно важных мыслей о самовыражении, индивидуальности, здоровом эгоизме, возможности творить не боясь, стремлении общества «усреднить» человека и каждого выделяющегося из толпы заставить быть невыделяющимся, стремлении «загнать паршивую овцу в стадо». Но не отпускает меня мысль, что все эти идеи хороши и в реальности применимы лишь для крайне небольшого числа людей, которые обладают внутренним стержнем, убеждены в правоте своего дела и в принципе знают что это за дело, которому они готовы посвятить себя. При том они должны быть настолько самодостаточны, чтобы не бояться идти против общественного мнения, не бояться осуждения и не нуждаться в людях. Большинство же людей не обладает всеми необходимыми качествами, далеко не все готовы уверенно заявить, что занимаются именно тем, чем хотят и вообще что они нашли свое призвание, не готовы пойти наперекор другим, тем более значимым людям. Так или иначе, многие (слишком многие!) люди воспринимают себя только через призму окружения, то, как его видят другие, как его оценивают и даже для творца, несмотря на утверждение Рорка о возможности творческого человека обходиться без людей, может иметь большое значение признание и уважение со стороны других.
Структура романа, последовательность персонажей, выведенных в заглавия частей, представляет собой своего рода эволюцию человеческих существ. От Питера Китинга, который не утруждает себя размышлениями, отказывается от призвания и не получает от своих работ подлинного удовольствия, через Эллсворта Тухи, который признает отсутствие у себя каких-то высоких помыслов и призвания, и при этом получает от этого удовольствие, к Гейлу Винанду, который также признает отсутствие высокой цели, но не получает от этого удовольствия, и в итоге к венцу творения – Говарду Рорку, который обладает призванием и целями, и действительно доволен этим.
Если бы не объем и тяжеловесность слога (особенно в диалогах участников троицы Говард-Доминик-Гейл), я бы без доли сомнения сказала, что эту книгу важно прочитать молодым людям, которые находятся на распутье, куда им двигаться дальше. Вовсе не из-за примера Говарда Рорка, таких, как он, единицы и они не нуждаются в каком-то дополнительном стимуле, потому что и так знают, чего хотят, а из-за антипримера Питера Китинга и Кэтрин, который оказывает прямо-таки отрезвляюще-бодрящий эффект. Вот что бывает, когда однажды поддавшись чужому влиянию, начинаешь жить не своей жизнью, не своим умом, не своими стремлениями; кто-то озлобляется, кто-то просто расклеивается, в любом раскладе, это не то, что хотел бы видеть человек как итог своей жизни.