Я не очень понятно говорю, но я не очень понятно и думаю ©
Несмотря на известную цитату Ремарка о том, что смерть одного – трагедия, смерть миллионов – статистика, после книги Нексе у меня осталось тяжелое впечатление даже не от тяжести судьбы одной отдельно взятой Дитте, а мысль о том, что таких Дитте было, есть и будет еще великое множество: Манны ведь так же неисчислимы, как песок морской. Конечно, это не новость, что многие люди жили и живут в нищете и на грани нищеты, но после таких историй с полным погружением в ситуацию и обстоятельства жизни, это осознание воспринимается особенно остро. Угнетает понимание, что люди в своей жизни не познали счастья, хотя бы минуты какой-то беззаботности, когда не надо думать о том, где бы раздобыть еды или денег, и вся жизнь сводится к борьбе за существование без надежды на какой-либо существенное улучшение.

Дитте буквально с самого рождения включилась в эту борьбу: нежеланный, незаконнорожденный ребенок, ненужный своей матери. Необходимость с малых лет трудиться, голод, холод, пренебрежение со стороны окружающих, да редкие крохи радости и спокойствия, которые по хорошему счету радостями считать не стоит, так, элементарные в сущности вещи, которые должны быть у каждого, - вот и вся жизнь Кирстине Манн. Тягостное впечатление, изредка сопровождающееся умилением в эпизодах, где Дитте с бабушкой, или раздражением, когда уже взрослая Кирстине тянет не только себя и детей, но и Георга, от которого ни помощи, ни денег, одни обещания.

Политические настроения автора очевидны, но они не особенно мешают и проявляют себя ближе к концу романа. А вот с пафосом и стенаниями по поводу участи героини автор переборщил: и без реплик «бедная, бедная Дитте» ясно, что жизнь у нее не сахар. Но это мелочи, и книга – достойный образец классической литературы, история, которая могла случиться в любом уголке мира в любое время и наверняка где-то происходит сейчас.

@темы: книжное, занудство