Я не очень понятно говорю, но я не очень понятно и думаю ©
Вот он, неприглядный представитель французского общества 19 века, Жорж Дюруа, и Мопассан блистательно с его помощью обличает нравы и пороки своего времени: адюльтеры, аморальность, продажность чиновников, некомпетентность журналистов, интриги политиков.
Не совсем поняла часто встречающейся мысли о том, что Жоржик изначально был неплохим малым, которого деньги испортили. Не был. С первой страницы мы видим Дюруа, шагающего по улицам Парижа, плюющегося желчью, завистью и злобой по отношению к более удачливым, мечтающего унизить и растоптать чужой, незаслуженный, по его мнению, успех. Задатки подлого поганенького человека налицо. Остальное было делом времени и общества.
Но при всей его омерзительности, ненавидеть и презирать Жоржа не получается. Потому что, в свою очередь, не получается сочувствовать и сопереживать его «жертвам». «Жертвы» получили то, что хотели, но за все надо платить. И в такого рода отношениях нельзя перекладывать ответственность только на соблазнителя. Да, он соблазнял, но дамы позволяли – и хотели – быть соблазненными, и не хотели видеть притаившуюся за пышными усами пустышку. Кроме того, изворотливость Жоржа – тоже своего рода талант, которым Дюруа успешно пользуется, а распознать свои способности и использовать их по максимуму удается далеко не всем.
И в общем-то, неприятный осадок от Жоржа и его похождений вовсе не от того, что герой Мопассана был таким исключительным интриганом. Наоборот, он – слишком обыденный, таких Жоржей много, их поступки однотипны, их тактика столь же проста, сколь и эффективна и им не требуется выдумывать что-то новое, пока будут в мире Клотильды-Мадлены-Сюзанны-Рашели. А они будут всегда.
Не совсем поняла часто встречающейся мысли о том, что Жоржик изначально был неплохим малым, которого деньги испортили. Не был. С первой страницы мы видим Дюруа, шагающего по улицам Парижа, плюющегося желчью, завистью и злобой по отношению к более удачливым, мечтающего унизить и растоптать чужой, незаслуженный, по его мнению, успех. Задатки подлого поганенького человека налицо. Остальное было делом времени и общества.
Но при всей его омерзительности, ненавидеть и презирать Жоржа не получается. Потому что, в свою очередь, не получается сочувствовать и сопереживать его «жертвам». «Жертвы» получили то, что хотели, но за все надо платить. И в такого рода отношениях нельзя перекладывать ответственность только на соблазнителя. Да, он соблазнял, но дамы позволяли – и хотели – быть соблазненными, и не хотели видеть притаившуюся за пышными усами пустышку. Кроме того, изворотливость Жоржа – тоже своего рода талант, которым Дюруа успешно пользуется, а распознать свои способности и использовать их по максимуму удается далеко не всем.
И в общем-то, неприятный осадок от Жоржа и его похождений вовсе не от того, что герой Мопассана был таким исключительным интриганом. Наоборот, он – слишком обыденный, таких Жоржей много, их поступки однотипны, их тактика столь же проста, сколь и эффективна и им не требуется выдумывать что-то новое, пока будут в мире Клотильды-Мадлены-Сюзанны-Рашели. А они будут всегда.