Я не очень понятно говорю, но я не очень понятно и думаю ©
Я была очень удивлена, когда в отзывах увидела сетования о сложности восприятия. Вот «Перебои в смерти» того же Сарамаго – это да, а «Двойник» - очень даже ничего, льется аки песня. Конечно, стиль у Сарамаго весьма специфический: сплошной текст, диалоги тем же сплошным текстом, все вопросы и восклицательные знаки приходится додумывать, потому что автор игнорирует и их тоже, да еще и постоянные лирические отступления не облегчают жизнь.
Итак, учитель истории Тертулиано Максимо Афонсо внезапно, смотря фильм, обнаруживает среди актеров своего двойника. Этот факт не дает ему покоя, герой стремится во что бы то ни стало вычислить личность двойника, для этого ему приходится смотреть все подряд фильмы, потому что двойник – актер второго плана и в титрах его не указывают. Наконец, поиски увенчиваются успехом и искомый человек найден. Но учитель на этом не останавливается, он хочет узнать, как этот ничего не подозревающий человек живет, с кем он живет, что он делает. У него возникает мысль о том, что ключевые моменты в их жизнях совпадают, а кроме того, Тертулиано Максимо Афонсо (а Жозе Сарамаго абсолютно всегда называет своего героя полным именем, именно так) жаждет узнать, кто же из них родился раньше, т.е. кто же является «подлинником», а кто – всего лишь копией. Тертулиано Максимо Афонсо не понимает, какую яму он себе роет, не понимает, что некоторых вещей лучше не знать, и что знание не всегда гарантирует успокоение, как правило, оно порождает всё новые вопросы, на которые становится всё труднее найти ответ.
Итак, учитель истории Тертулиано Максимо Афонсо внезапно, смотря фильм, обнаруживает среди актеров своего двойника. Этот факт не дает ему покоя, герой стремится во что бы то ни стало вычислить личность двойника, для этого ему приходится смотреть все подряд фильмы, потому что двойник – актер второго плана и в титрах его не указывают. Наконец, поиски увенчиваются успехом и искомый человек найден. Но учитель на этом не останавливается, он хочет узнать, как этот ничего не подозревающий человек живет, с кем он живет, что он делает. У него возникает мысль о том, что ключевые моменты в их жизнях совпадают, а кроме того, Тертулиано Максимо Афонсо (а Жозе Сарамаго абсолютно всегда называет своего героя полным именем, именно так) жаждет узнать, кто же из них родился раньше, т.е. кто же является «подлинником», а кто – всего лишь копией. Тертулиано Максимо Афонсо не понимает, какую яму он себе роет, не понимает, что некоторых вещей лучше не знать, и что знание не всегда гарантирует успокоение, как правило, оно порождает всё новые вопросы, на которые становится всё труднее найти ответ.
читать дальше