Так и хочется здесь процитировать Льва Николаевича с его счастливыми и несчастливыми семьями, только вот представленных Грином троих взрослых и одного ребенка назвать семьей язык не поворачивается. Формально – да, есть юридически оформленный брак Филиппа и Анриетты, в наличии общий ребенок Робер и проживающая с ними сестра Анриетты Элиана, но фактически семьи нет. Есть абсолютно чужие друг другу люди, равнодушные, живущие каждый своей бессмысленной жизнью, которую пытаются наполнить чем придется. Единственное, что их объединяет, - стремление во что бы то ни стало избежать конфликтов и острых углов, сохранить фасад благополучия: для окружающих, для семьи соседей по жилплощади, для себя.

Филипп уходит в благостное созерцание себя любимого в зеркале, уход за своим драгоценным телом и бессмысленное блуждание по парижским улицам. В какой-то момент проверенные способы перестают работать, и мужчина с ужасом осознает, что а) что с ним происходят возрастные изменения, намечается второй подбородок и о, ужас! он прибавил 200 граммов; б) один из увиденных во время прогулок случаев и последующие размышления приводят Филиппа к шокирующему выводу, что при всей своей внешней респектабельности и мужествености, он трус.

Анриетта пытается укрыться от реальности, создав иллюзию бедного, но иногда счастливого прошлого, вступив в отношения с бедняком, который третирует ее ревностью и намекает на суицид из-за своего материального положения, вынуждая женщину снабжать его деньгами. Анриетта не любит ни мужа, ни сына, ставя Робера в иерархии привязанностей на последнее место, после своего пса. Единственная, к кому Анриетта испытывает теплые чувства, - ее сестра Элиана, и то только потому, что сестра может ее прикрыть перед мужем, вместо нее выпросить у Филиппа деньги и вообще всячески идет ей на уступки.

читать дальше