Говорят, что это трагикомедия. Не знаю-не знаю, видимо, я была не в том настроении, но комедийного не нашла в пьесе ничего. Все в той или иной степени несимпатичны, не обладают принципами и способны подвести ближнего своего.
Жители Гюллена идеально воспроизводят логику и психологию толпы. Госпожа Цаханассьян вроде как намеревалась их вразумить, чтобы они осмыслили ответственность за изгнание Клары, за неспособность и нежелание защитить ее. Но своим ультиматумом она ничего не добилась: люди спокойно, без угрызений совести начали жить на широкую ногу еще до того, как неизбежное свершилось, они надеялись, что кто-то выполнит заданное условие вместо них, а значит, они останутся непричастными и им не в чем будет себя упрекнуть. Кроме того, получается, что они, как в толпе, всего лишь присутствуют, одна большая ответственность разделяется на них всех и каждому достается маленькая ее часть, которую при желании можно научиться не замечать, можно ее оправдать, а можно сделать вид, что ты вообще ни при чем. А нет ответственности – нет и вины.
Альфред Илл оставляет двоякое впечатление. Он в итоге смиряется со своей участью, у него получается достойно это принять – хотя бы достойно принять смерть, если не удалось проявлять достоинство при жизни. Равнодушие к его участи остальных горожан объяснимо, они практически заживо его похоронили и не скрывают этого. Но равнодушие семьи… когда его дети также обзаводятся дорогостоящими обновами, и это говорит само за себя. С другой стороны, Илл в свое время также спокойно отрекся от тех, кто мог бы стать его семьей, от такого же своего ребенка, и здесь в конце дети молчаливо отреклись от него, сохраняя внешнюю приветливость, делая вид, что ничего особенного не происходит.
«Дама в черном» - да, она стала той Кларой Цаханассьян, при упоминании имени которой все автоматически вытягиваются по струнке, ведут себя подобострастно и говорят о ней с придыханием и трепетом. Как о богине. Или о смерти. Она мужественная женщина, она выстояла, она в чем-то смогла обернуть свою трагедию себе на пользу, став тем, кем стала. Но в основе всего этого месть, Клара одержима местью и пока она вынашивает свои планы, скупает заводы, потихоньку шаг за шагом разоряет Гюллен и подкрадывается к Альфреду, она живет жизнью Гюллена и Альфреда, а ее собственная жизнь проходит. И вот она отомстила – и что теперь?..