Да уж, кажется, такого количества информации, прямо не относящейся к сюжету, я не читала еще ни в одной книге. Если поначалу приятно удивила и порадовала саркастичность Гюго, которая как-то примирила с его словоохотливостью, то когда стало понятно, что рассуждений на отвлеченные темы и риторических вопросов будет больше, чем истории Гуинплена, я несколько приуныла.

Любая мысль растягивается на предложения и предложения, в которых много пафоса и повторений одного и того же. Вкупе с авторской манерой использовать риторические вопросы и давать на них такие же ответы, это не облегчает чтение, скорее, делает его довольно тоскливым и утомительным. Бесконечно много и обстоятельно рассказывая об общественном устройстве в Англии, Гюго не упускает случая уколоть вечных соперников и намекнуть, что посредственные англичане пользуются идеями прогрессивных французов, но даже чужие идеи не способны полноценно реализовать.

Сюжет и персонажи теряются за авторским многословием, за описанием компрачикосов, перечислением английских знатных семейств и королевского церемониала. Появление Баркильфедро обещало грандиозную интригу, по крайней мере, мне он рисовался кем-то вроде серого кардинала, не воспринимаемого всерьез, но по-своему влиятельного. По существу оказалось, что он делал свое дело – любой другой человек, оказавшись в этой должности, должен был бы сделать то, что сделал Баркильфедро.

Из-за того, что главные герои часто пропадают из поля зрения, к ним не получается привязаться и разделять их эмоции, сопереживать им. Гуинплен мечется в своих терзаниях, Урсус прячет свои тревоги за маской внешнего хладнокровия, Дея ничего не знает, запертая в своей слепоте, но все это воспринимается отстраненно.

Как бы то ни было, это классика, с которой стоит ознакомиться, да и широта кругозора автора и спектр затронутых тем впечатляют.