Нетипичный зомби-апокалипсис в отдельно взятой скандинавской столице. Зомби, по крайней мере поначалу, не за кровью и мясом пришли, а Скандинавия придает сдержанности происходящему.
Потери неизбежны в нашей жизни, иногда они внезапны, порой – ожидаемы, но от этого не менее тяжело переносятся. Шок, крушение планов и надежд, захлестывающее отчаяние – с этим пришлось столкнуться героям Линдквиста. И как велик соблазн вернуть ушедших, вернуть привычный образ жизни и закрыть глаза на то, что «вернувшиеся» не вполне люди, что это не те близкие, родные с эмоциями, мыслями, мировоззрением. Вряд ли в этом случае у оставшегося здесь победит здравый смысл и осознание того, что «возвращение» – иллюзия.
У Линдквиста все сюжетные линии объединены и тем, что герои потеряли своих близких совсем недавно, рана свежа, осознание утраты только-только начинает приходить, а о том, чтобы со своей потерей смириться еще не может быть и речи. Пусть Эльви своеобразно относится к происходящему и для нее смерть супруга скорее освобождение и облегчение, но было бы интересно посмотреть и на реакцию тех, кто пережил трагедию давно, принял ее и научился жить с ней. Как правило, людям все-таки удается пережить горе, принять случившееся, раны затягиваются, жизнь входит в свое русло, и появление тех, чье появление невозможно и вроде как уже и нежелательно, вызывает определенные мысли и чувства, которые могли бы дополнить созданную автором картину.
Финал книги подводит к простой, но от этого не менее важной мысли: важно отпускать своих умерших. Как бы ни было тяжело, как бы это не представлялось невозможным, какой бы бессмысленной не казалась жизнь в отсутствие человека. Живому место среди живых, а мертвому – среди мертвых.