Тернист путь творческого человека, да и вообще путь человека к достижениям. Но испытания не только затрудняют движение к цели, но и помогают человеку лучше понять себя, свои намерения и желания. Для творческого же человека препятствия – это еще и к известному «Художник должен быть голодным», должен быть в напряжении, в борьбе с обстоятельствами, с самим собой, с условностями.
Творческий и жизненный путь Стефена Десмонда прекрасно это иллюстрирует. Стефену сложнее и потому, что семья не поддерживает молодого человека в его стремлениях, и потому, что чопорная, консервативная Англия того времени не готова к новаторским идеям.
Несмотря на то, что читатель сопровождает Стефена в его жизненных перипетиях, не вызвал он у меня сильных впечатлений. Стефен как-то очень умерен в своих эмоциях и доли сумасшествия мне не хватило. Тот же Ричард Глин показался мне более интересным, ярким и живым.
Самоотдача Десмонда, его желание своим творчеством сделать мир лучше, вызывают уважение и восхищение, но периодически во мне просыпалась мещанка с вопросом о целесообразности такого самопожертвования, с напоминаниями о тысячах таких же творцов, призывы которых так и остались неуслышанными, о семье, которая, какая бы ни была, желала для Стефена лучшего. Конечно, родственники Стефена гораздо проще и не преследуют глобальных целей, а его отец – в сущности, не плохой человек, который своей убежденностью в единственно возможном пути к счастью усложняет жизнь и себе и другим.
Я думаю, появление Дженни в жизни Стефена стало закономерным, стало заслуженным периодом спокойствия и относительного умиротворения, когда он нашел место, где может полностью посвятить себя творчеству, и нашел человека, безоглядно его принимающего.